Цзиндэчжэнь — столица китайского фарфора
В честь прихода новой коллекции авторских чайников из Цзиндэчжэнь, изготовленных по заказу нашего проекта, разбираемся в вопросе гончарного производства провинции Цзянси. Заслужено ли Цзиндэчжэнь носит статус Ци Ду (瓷都 Cí dū) столицы китайского фарфора, а местная посуда считается культовой или это все уловки ушлых китайских маркетологов?
А ещё мы ответим на следующие вопросы:
- Как река Янцзы и хвойные деревья помогли мастерам из Цзиндэчжэнь?
- Почему император Чжэнь-цзун назвал Цзиндэчжэнь «блестящим и благодатным»?
- Сколько миллионов фунтов стерлингов стоит сине-белая ваза из цзиндэчжэньского фарфора эпохи Юань?
- В чем отличие чайников из Цзиндэчжэнь от исинских и нисинских собратьев?
- Для каких чаев лучше всего подходит цзиндэчжэньская керамика?
Если готовы, то начинаем. Если не готовы, то добавляйте статью в закладки, чтобы почитать потом
Кстати, у нас есть аудио-версия этой статьи для тех, кому удобнее слушать фоном:
История гончарного производства в Цзиндэчжэнь
Городской округ Цзиндэчжэнь (景德镇 jǐngdézhèn) расположился на северо-востоке провинции Цзянси. Кстати, дословно Цзиндэчжэнь переводится как «посёлок Цзиндэ» и у этого есть конкретное историческое обоснование, о котором я расскажу чуть позже. Сам город находится в окружении высоких гор, густо покрытых хвойными деревьями.
Казалось бы, подобное географическое положение вдали от сухопутных торговых маршрутов должно было крайне негативно сказаться на распространении цзиндэчжэньского фарфора, но на выручку местным мастерам пришла великая река Чанцзян (江水 changjiang), так же известная как Янцзы — самая длинная река во всей Азии. Она обеспечила не только простую навигацию, но и оперативную доставку готовых гончарных изделий в Пекин и другие районные центры древнего Китая.
Бонусом мы получаем огромные залежи речного каолина (белая глина используется при производстве цзиндэчжэньской керамики) и возобновляемый запас топлива для гончарных печей в виде древесины, обильно покрывающей местные горы. К слову, первые упоминания о гончарном ремесле на территории современного Цзиндэчжень датируются временами правления династии Лю (империя Хань 206 до н.э. — 220 н.э.)
При этом упоминают, что высококачественный фарфор здесь начали производить в эпоху империи Сун (с 960 по 1279 г.), а уже с эпохи Юань (1271 — 1368 г.) цзиндэчжэньский фарфор начал свое триумфальное шествие по всему Китаю. Именно в этот период появляются изделия с синей кобальтовой росписью, которая до сих пор считается одним из символов китайской росписи по посуде.
История названия Цзиндэчжэнь
Ещё один любопытный исторический факт связан с названием Цзиндэчжэнь. В период существования вышеупомянутой эпохи Сун правил небезызвестный император Чжэнь-цзун (宋真宗 третий китайский император династии Сун в 997—1022 годах). Правил он, к слову, настолько успешно, что период его правления прозвали Цзиндэ, что можно перевести как «блестящий и благодатный».
Тогда-то Чжэнь-цзун и издал указ, чтобы цзиндэчжэньские мастера, поставляющие фарфор ко двору императора, ставили на каждом изделии печать «произведен в эпоху Цзиндэ». Так Цзиндэчжэнь и стал Цзиндэчжэнем.
Цзиндэчжэньская керамика прошла проверку временем. Так в уже далеком 2005 году на торгах аукционного дома «Sotheby's» сине-белая фарфоровая ваза эпохи Юань была продана за 14 000 000 фунтов стерлингов. Неплохо, правда? А в 2006 году гончарные изделия города Цзиндэчжэнь были внесены в список национальных достояний Китая.
Благо нам необязательно расставаться со столь внушительной суммой, чтобы украсить свой чайный уголок посудой из Цзиндэчжэнь.
Чайная посуда из Цзиндэчжэнь
В каталоге Чайной мастерской есть чайники и пиалы из цзиндэчжэньской керамики, украшенные многослойной глазурью и расписанные вручную китайскими художниками. Расписные мотивы традиционные: здесь у нас горные вершины и озера, цветущие деревья, грациозные животные. Особенно радует глаз, как находчиво художник вплетает в композицию узор глазури. Где-то это часть земли, а где-то часть небосвода. Отдельно завораживают микротрещенки на глазури в стилистике кракелюр.
Смотрите какая красота:
Геометрия у чайников отличная. Не стоит ждать от них идеально притертых крышечек, как у исинцев, но это не глина и здесь ценится другое. У всех чайников поголовно турбо-слив с устойчивой и ровной струей. Кстати, мы специально попросили гончара сделать у наших чайников сита в форме Цю Кун «Птичья клетка» (球孔 qiu kong), чтобы слив не засорялся ни при заваривании крупнолистового Тегуаньинь, ни при мелколистовом гунтине.
Полностью ручное производство и полностью ручная роспись. Все чайники проходят высокотемпературный обжиг, во время которого глазурь застывает в самых невообразимых формах. В эти узоры можно долго вглядываться во время вдумчивой чайной церемонии, играя в ассоциации. Кто-то разглядит водную гладь, кто-то ночное небо, а кто-то пустынные дюны.
Ещё хочу отметить, что в случае с расписными чайниками, рисунок наносится уже после обжига и этот процесс может занимать от получаса до нескольких часов, в зависимости от сложности картины. Нередко художники используют целый набор кистей разной толщины и структуры.
В чем отличие цзиндэчжэньских и исинских чайников?
Знаете чем ещё хорош цзиндэчжэньский фарфор применительно к чайному действу? Он не нарабатывается и никак не влияет на вкус чая. Вы получаете ровно тот чистый вкус, который задумывал чайный технолог. И вы получаете его из раза в раз независимо от количества проведенных чаепитий. Если вы вдруг не знаете в чем разница между керамикой и фарфором, то можно сказать, что фарфор — это частный случай керамики, более тонкостенный и высокотемпературный случай.
Керамика — универсальный материал, который одинаково хорошо раскрывает как наваристые, черные шу пуэры, так и нежные белые и зеленые чаи. Стенки керамического чайника не имеют пористой структуры, которая могла бы «подворовывать» вкус и аромат, так что нет никакой необходимости нарабатывать чайник из Цзиндэчжэнь под конкретный чай.
Выкинули заварку, промыли чайник под проточной водой и он снова готов беспристрастно заварить следующий чай из вашей коллекции. Это ключевое отличие цзиндэчжэньских чайников от чайников из исинской глины или гуансишных собратьев. В сравнении с фарфором, керамика более толстостенный материал, дольше сохраняющий тепло, но в отличие от глины не запаривающий чай.
Но из цзиндэчжэньской керамики делают не только чайники. Вы можете найти пиалы и гайвани из Цзиндэчжэнь. Производственная цепочка у них аналогичная, но форм-фактор, соответственно, другой.
Если хотите подобрать чайник из Цзиндэчжэнь для себя или в подарок, то добро пожаловать в специальный раздел. Благодарю за внимание! Надеюсь статья вам понравилась. Буду рад услышать ваши отзывы и вопросы в комментариях :)
Также, если вам интересна тема чайников, рекомендую к прочтению любую из цикла наших статей:
- Как выбрать исинский чайник для чайной церемонии?
- Чайники из Гуанси и керамика Нисин Тао из Циньчжоу
- Исинский чайник «Красавица Си Ши»
- Исинский чайник Жун Тянь Ху «Вмещающий небо»
- Исинский чайник Шуй Пин «Водяной уровень»
- Исинский чайник Ши Пяо «Каменный черпак»
- Исинский чайник Фан Гу «Подражание старине»
- Исинские чайники формы Ши Пяо Хань Тан
- Разбился чайник — что делать?
Приятных чаепитий!