Юньнаньская керамика из Цзяньшуй
В честь свежего прихода чайников из Цзяньшуй начинаем ликбез по теме. Усаживайтесь поудобнее, заваривайте чай и готовьтесь к погружению в юньнаньскую керамику.
Знаете в чем заключается мой главный личный парадокс с посудой из Цзяньшуй? В том, что первая ассоциация, которую рождает мой воспаленный чайный мозг с Юньнаньской керамикой это Исин. Все-таки Юньнань это родина пуэра, а культовая посуда для заваривания пуэров — это исинские чайники.
Поняли смысловую цепочку, да? Юньнань — Пуэр — Исин. Но город Исин находится в провинции Цзянсу на востоке Китая, а провинция Юньнань расположилась на юге Поднебесной и её керамической столицей по праву считается город Цзяньшуй. Именно о 建水紫陶 jiàn shuǐ zǐ táo «Цзяньшуйской фиолетовой керамике» и пойдет речь в сегодняшней статье.
Кстати, вы всегда можете посмотреть видео:
Стоит сразу отметить, что гончарное ремесло в Цзяньшуй является одним из четырех культовых керамических производств в Китае. Первое — это уже упомянутый Исин с посудой из исинской глины, второе — это Нисин Тао, третье — это цзиндэчжэньская керамика, а замыкает этот список сычуаньский Жунчан Тао.
Местный гончарный промысел имеет давние и глубокие исторические корни (по некоторым прикидкам ему уже более 3500 лет), но мы не будем особенно сильно погружаться в вопрос становления Цзяньшуйской керамической отрасли. Нас больше волнует современность.
Как производят керамику в Цзяньшуй?
Окей, про всемирно известные месторождения глины в Исине знает большинство любителей китайского чая. А откуда берут глину гончары из Цзяньшуй? С горы Уцай (五彩山 wǔcǎi shān «Пестрая гора»). На территории «пестрых гор» есть несколько карьеров, где и добывают сырье для местных мастерских.
К слову, там целых пять видов глин: желтая (黄土), белая (白土), серая (灰土), зелёная (绿土) и фиолетовая глина (紫土). В процессе производства чаще всего используют белую и фиолетовую глину, а остальные сорта — для инкрустаций и украшений. В них содержится большое количество железа, посему при последующем обжиге изделия получаются преимущественно темными: иссиня-черными, каштановыми, пурпурными, фиолетовыми.
Подготовка сырья
Кратко пройдемся по технологическим процессам подготовки сырья:
- Изначальную породу измельчают
- Смешивают в различных пропорциях (но это опциональный этап и зависит от авторских рецептов тех или иных мастерских)
- Далее глину вымачивают и просеивают, чтобы выделить мягкие зернистые компоненты
- И завершающий этап непосредственно перед лепкой — разминание. На выходе получаем мягкую глиняную массу, которую можно отправлять на гончарный круг для дальнейших манипуляций
А вот дальше начинается магия. Все изделия из Цзяньшуйской керамики в нашем ассортименте сделаны вручную на гончарном круге. Изначальная линейка изделий очень широкая: от бытовых изделий, горшков и ваз до чайников, пиал и чайниц. Так как мы тут про китайский чай вещаем, то и сосредоточим внимание именно на чайной утвари.
Заварочные чайники из Цзяньшуй
Местные мастера чаще всего вдохновляются классическими формами родом из Исина. Так что у нас тут и красавица Си Ши, и Ши Пяо «Каменный ковш», и Лун Дан «Яйцо дракона», и остальная нетленная классика (если интересно узнать подробнее о традиционных формах исинских чайников, то сходите в статью «Основные формы исинских чайников»). Но у Цзяньшуя кроме сугубо сырьевой есть и своя уникальная художественная специфика. Тут можно пройти в раздел с посудой из Цзяньшуй и просто получить эстетическое наслаждение.
Стоит сразу уточнить, что гончарное ремесло в Китае постоянно эволюционирует и каждый сезон появляются новые веяния, но на момент сейчас, можно выделить в качестве визитных карточек Цзяньшуя два направления: инкрустация и резьба по глине.
Инкрустация и резьба по сырой глине
Оба этих процесса требует крайней степени усидчивости, внимательности и скрупулезности. Снимаю шляпу перед цзяньшуйскими умельцами. Вкратце пройдемся по технологическим процессам.
Вот у нас есть слепленное на гончарном круге изделие. Теперь мы хотим его украсить. Возьмем к примеру каллиграфическую роспись.
- Художник наносит изображение на чайник
- Далее специально обученный мастер небольшим резцом проходится по этому рисунку. Почти как нанесение татуировки
- В получившееся полости «загоняют» глину нужного оттенка, срезают излишки и вуаля — можно отправлять на обжиг в печь
Понимаю, что этот процесс на бумаге тяжело визуализировать, так что вот несколько фотографий чайников, сделанных в подобной технике. Если провести пальцами по иероглифам вы почувствуете тактильно, что это именно резьба с заполнением, а не просто рисунок.
А второй вариант это резные чайники, имитирующие природную древесную текстуру. Здесь уже все дело в уникальной технике резьбы и лепки. Сидим, творим, вырезаем.
Подобная стилистика отсылает нас к работам великого исинского мастера Гунчунь 龔春 Gōng chūn. Это известный китайский гончар, снискавший известность в 16 веке благодаря своим чайникам, стилизованным под дерево гинко.
Высокотемпературный обжиг и шлифовка
После финального высокотемпературного обжига (примерно 1200 градусов), изделия полируют и шлифуют. По итогу мы получаем такое монументальное произведение гончарного искусства с металлическим отблеском. С первого взгляда его даже трудно отличить от бронзового или чугунного. Очень красиво и презентабельно.
Какой чай заваривать и как ухаживать за чайником?
Про художественное и возвышенное поговорили. Теперь перейдем к более прикладным и практическим вещам. Как чайники из Цзяньшуй эксплуатировать и какой чай в них лучше заваривать?
По эксплуатации советы тривиальные — опорожняйте чайник после чаепития, промывайте водой и протирайте чайным полотенцем. Можно на несколько часов оставить его с открытой крышечкой, чтобы он успел просохнуть.
А вот с чаем все довольно органично и предсказуемо. Благодаря толстым стенкам и плотной структуре, чайники их Цзяньшуй отлично сохраняют тепло, а посему лучше всего раскрывают тёмные чаи, включая юньнаньские шу пуэры, выдержанные шен пуэры, хэй ча и красные чаи. Не зря говорят, что где родился там и пригодился. Так и юньнаньская керамика отлично раскрывает сугубо юньнаньские чаи: пуэры и дяньхуны.
Сразу проговорим момент, связанный с наработкой. При высокотемпературном обжиге пористые стенки перестают быть восприимчивы к ароматам и вкусам, а посему ваш цзяньшуец будет беспристрастно раскрывать любой чай, что вы решите в нем заварить. Никакого бэкграунда прошлых чаепитий.
Подытожим. Цзяньшуйская керамика — это про высокую художественную ценность, коллекционный потенциал, полностью ручную работу, идеальное исполнение, прекрасную геометрию и притертость всех элементов.
Если хотите подобрать чайник из Цзяньшуй для себя или в подарок, то добро пожаловать в специальный раздел. Надеюсь статья вам понравилась. С радостью узнаю ваше мнение в комментариях. Там же готов ответить на любые вопросы.
Также, если вам интересна тема чайников, рекомендую к прочтению любую из цикла наших статей:
- Как выбрать исинский чайник для чайной церемонии?
- Чайники из Гуанси и керамика Нисин Тао из Циньчжоу
- Исинский чайник «Красавица Си Ши»
- Исинский чайник Жун Тянь Ху «Вмещающий небо»
- Исинский чайник Шуй Пин «Водяной уровень»
- Исинский чайник Ши Пяо «Каменный черпак»
- Исинский чайник Фан Гу «Подражание старине»
- Исинские чайники формы Ши Пяо Хань Тан
- Разбился чайник — что делать?
Приятных чаепитий!