История появления керамики Дэхуа
Гончарное производство в Дэхуа существует уже более 4000 лет. Местные умельцы создали первые глиняные тарелки и чашки ещё в эпоху неолита. В одноименном городе провинции Фуцзянь (德化陶瓷 Déhuà Táocí) сохраняют традиции создания керамической посуды уже множество веков.
По масштабу производства фарфор из Дэхуа уступает только Цзиндэчжэнь. Его небольшая известность в Китае обоснована тем, что фарфор Дэхуа всегда был экспортным товаром и практически не поступал на внутренний рынок.
На западе Дэхуа более известен как Блан-де-Шин, от французского названия «белое из Китая». Производство керамики Дэхуа началось с обычной домашней утвари, но по мере развития технологии все меньше интереса уделялось простым утилитарным предметам, а все больше – декоративным, причем в форму изделия закладывали сакральный смысл. Керамика Дэхуа имеет особую ценность в культурном значении. Технология производства и сама посуда была предметом торговли во времена средневековья.
Своих вершин керамическое искусство Дэхуа достигло при династии Мин (1368 - 1644 г.). Дэхуашные изделия массово экспортировались в Европу и впоследствии копировались в изделиях немецкого Мейсенского фарфора. А в 2021 году ЮНЕСКО включило фарфор Дэхуа в список мирового наследия.
Большими любителями аскетичного белого фарфора так же были японцы. До XVII века в Японию массово экспортировались фигурки буддийских святых, утварь для чайных церемоний и домашних алтарей. В последствии в Японии научились делать свою имитацию фарфора Дэхуа – Хакудзи (Hakuji - 白磁).
В чем же особенность фарфора дэхуа?
Начиная с династии Мин, технология изготовления фарфора позволила «впаивать» глазурь в глиняное тело изделия. После обжига глазурь становилась теплого белого цвета, который стали называть «Слоновой костью».
Особенностью фарфора Дэхуа является малое содержание оксида железа в глине, что позволяет обжигать его в окисленной атмосфере до теплого белого цвета или цвета бледной слоновой кости при температуре более 1000 градусов. Именно этот оттенок белого отличает его от фарфора из императорских печей Цзиндэчжэня, в котором содержится больше железа. Мастера Дэхуа не искали красоты в цвете, они искали гармонию в простоте, чистоте белого цвета и изяществе линий.
Именно про него говорят, что он тонкий, как крылья цикады, звонкий, как колокольчик, изящный как нефрит.
Из-за особенного состава глины, фарфор Дэхуа не обладает подходящей для изготовления сосудов пластичностью, поэтому из него в основном делают фигурки, коробочки, вазы, чаши. Некоторые дизайны изделий остаются неизменными с XVI века! Поэтому достаточно сложно определить возраст изделия, так как мастерские столетиями производили одно и то же. Но есть и плюс: можно поставить у себя дома ту самую вещь, которую китайцы хранили в своих шкафчиках еще 400 лет назад.
В начале XX века производство фарфора Дэхуа начало приходить в упадок, но благодаря талантливым мастерам удалось сохранить технологию. Позже, во времена Культурной революции ремесленники Дэхуа приложили все усилия для изготовления безупречных статуэток Великого вождя и героев революции. Именно фигурки Мао из Дэхуа до сих пор можно увидеть в огромном количестве на блошиных рынках по всей стране.
Сегодня Дэхуа является одной из трех столиц производства китайского фарфора. Многочисленные фарфоровые фабрики производят фигурки и посуду уже в современном стиле. Здесь насчитывается более 3000 керамических предприятий, где трудятся примерно 100 000 сотрудников.
Из-за изменения образа жизни и влияния иностранных культур большинство молодых китайцев не хотят тратить время на длительное обучение этому ремеслу с отсроченным результатом. Сегодня большинству художников около 60 лет, и в Китае многие обеспокоены, что искусство Дэхуа снова может зачахнуть…
Современное состояние керамики Дэхуа
Белым фарфором в наше время никого уже не удивить, поэтому гончары провинции Фуцзянь, чтобы их древнее искусство не пришло в упадок, эксперементируют с обжигом и видами глазури. Современная керамика Дэхуа уже не ассоциируется с чистейшим белым фарфором.
К примеру, дэхуашные керамисты делают любопытную чайную посуду с эффектом металлизированного напыления. Сами китайцы называют такую глазурь «бронзовой». И её внешний вид полностью оправдывает название. С первого взгляда, действительно, может показаться, что эти чайники сделаны из бронзы.
Подводя итог, можно сказать, что гончарное производство в Дэхуа имеет богатую историю, но в наши дни переживает не менее интересную трансформацию. Дэхуашных статуэток у нас пока нет, но вот чайниками и пиалами из провинции Фуцзянь, мы уже можем вас порадовать.
Если хотите подобрать чайник из Дэхуа для себя или в подарок, то добро пожаловать в специальный раздел. Благодарю за внимание! Надеюсь статья вам понравилась. Буду рад услышать ваши отзывы и вопросы в комментариях :)
Также, если вам интересна тема чайников, рекомендую к прочтению любую из цикла наших статей:
- Как выбрать исинский чайник для чайной церемонии?
- Чайники из Цзиндэчжэнь и другая керамическая посуда
- Чайники из Гуанси и керамика Нисин Тао из Циньчжоу
- Исинский чайник «Красавица Си Ши»
- Исинский чайник Жун Тянь Ху «Вмещающий небо»
- Исинский чайник Шуй Пин «Водяной уровень»
- Исинский чайник Ши Пяо «Каменный черпак»
- Исинский чайник Фан Гу «Подражание старине»
- Исинские чайники формы Ши Пяо Хань Тан
- Разбился чайник — что делать?
Приятных чаепитий!